Зеленый тариф – комплекс инициатив, направленных на привлечение инвестиций в возобновляемые источники электроэнергии. В России планы стимуляции развития ВИЭ на правительственном уровне начали прорабатывать с 2017 года. Главной целью законодателей стало побуждение использования солнечных электростанций не только крупными предприятиями, но и небольшими частными домохозяйствами. В итоге был разработан план, одобренный заместителем Председателя Правительства РФ Аркадием Дворковичем, где имелись ответы на вопросы о внедрении подобного льготного тарифа в РФ.
Основные положения плана
В первом варианте утвержденного документа указаны принципы взаимодействия владельцев СЭС и поставщиков электроэнергии между собой. В частности, прописаны такие пункты:
-
возможность получения энергии без регистрации данной деятельности как предпринимательства при мощности станции не более 15 кВт;
-
право продавать излишки электричества гарантированному поставщику без обложения налогом заработанных средств;
-
обязанность приобретения таким поставщиком полного объема отданной в электросеть энергии, полученной на СЭС;
-
произведение покупки по стоимости зеленого тарифа, зависящей от региона, где расположена станция.
Территорию России в соответствии с заключительным пунктом разделили на три зоны.
-
«Ценовая» – европейская часть РФ, а также Урал и Сибирь. В этих регионах приобретение электроэнергии происходит по средней нерегулируемой рыночной ставке.
-
«Неценовая» – Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, Дальневосточный регион. Здесь владелец станции получает доход в соответствии с регулируемой оптовой ценой.
-
Территории с изолированными энергосистемами. Используются минимальные расценки, установленные для местных производителей электроэнергии органами исполнительной власти.
В результате домохозяйства получили возможность не только применять электричество в своих целях, но и гарантированно продавать его по оптовой стоимости.
Принятие Закона о домашних электростанциях
Законопроект приняли во 2-м чтении. Вместе с тем были приняты поправки в ФЗ 35 «Об электроэнергии». При этом первоначальная редакция претерпела некоторые изменения.
-
Понятие «микрогенерации» для СЭС сохранилось, но его расширили. Первоначальное пиковое значение в 15 кВт стали применять не к мощности электростанции, а к передаваемому в электросеть количеству электричества. Это позволило использовать энергообъекты с чуть большей номинальной мощностью.
-
Положение об избавлении от уплаты налогов для владельцев объектов ВИЭ осталось.
-
Не убрали и обязанность поставщика покупать избыток энергии без права отказа.
-
В сравнении с первой версией закона устранили возможность взаимозачета или сальдирования, что стало негативным моментом, ведущим к следующим ситуациям.
Например, в светлое время суток выработка станции оказалась бы на отметке 200 кВт*ч, половина из которых была бы передана в сеть. Далее ночью или в пасмурную погоду домохозяйство потратило бы из традиционной электросети тот же объем, что и отдало ранее. Взаимозачет при равных в показателях генерации и потребления в таком случае позволил бы нивелировать затраты. Однако запрет на сальдирование ведет к тому, что владелец СЭС должен реализовать излишки оптом, а приобретать энергию уже по розничной цене, что означает отсутствие какой-либо выгоды.
Финальная редакция законопроекта вызвала недоумение у экспертов отрасли. Отказ от принципа сальдирования, по их мнению, тормозит развитие микрогенерации, снижает скорость окупаемости объектов ВИЭ и идет вопреки общемировой практике.
На данный момент в правительство уже направлено несколько инициатив, призванных изменить текущее положение в отрасли микрогенерации. Авторами предложений выступили представители «Российской ассоциации по развитию альтернативной энергетики» и Центра компетенций ВИЭ «Альтрен». Ими предлагаются следующие позиции.
-
Изучение перспективы внедрения международных аналогов зеленого тарифа или другого средства стимуляции возведения станций на основе возобновляемых энергоресурсов.
-
Поиск способов сальдирования расчетов, и при превышении объемов получаемой энергии над потребляемой проведения выплат по выгодному ценнику.
-
Проработка возможности приобретения электричества у владельцев мини-станций по приемлемой стоимости с одновременным введением налогообложения.
По оценке инициаторов, при невыполнении вышеприведенных пунктов массовое внедрение микрогенерации в стране будет невозможно.