Зеленый тариф в России

greenenergy221-e1595405863701.pngЗеленый тариф – комплекс инициатив, направленных на привлечение инвестиций в возобновляемые источники электроэнергии. В России планы стимуляции развития ВИЭ на правительственном уровне начали прорабатывать с 2017 года. Главной целью законодателей стало побуждение использования солнечных электростанций не только крупными предприятиями, но и небольшими частными домохозяйствами. В итоге был разработан план, одобренный заместителем Председателя Правительства РФ Аркадием Дворковичем, где имелись ответы на вопросы о внедрении подобного льготного тарифа в РФ.

Основные положения плана

В первом варианте утвержденного документа указаны принципы взаимодействия владельцев СЭС и поставщиков электроэнергии между собой. В частности, прописаны такие пункты:

  • возможность получения энергии без регистрации данной деятельности как предпринимательства при мощности станции не более 15 кВт;

  • право продавать излишки электричества гарантированному поставщику без обложения налогом заработанных средств;

  • обязанность приобретения таким поставщиком полного объема отданной в электросеть энергии, полученной на СЭС;

  • произведение покупки по стоимости зеленого тарифа, зависящей от региона, где расположена станция.

Территорию России в соответствии с заключительным пунктом разделили на три зоны.

  1. «Ценовая» – европейская часть РФ, а также Урал и Сибирь. В этих регионах приобретение электроэнергии происходит по средней нерегулируемой рыночной ставке.

  2. «Неценовая» – Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, Дальневосточный регион. Здесь владелец станции получает доход в соответствии с регулируемой оптовой ценой.

  3. Территории с изолированными энергосистемами. Используются минимальные расценки, установленные для местных производителей электроэнергии органами исполнительной власти.

В результате домохозяйства получили возможность не только применять электричество в своих целях, но и гарантированно продавать его по оптовой стоимости.

Принятие Закона о домашних электростанциях

Законопроект приняли во 2-м чтении. Вместе с тем были приняты поправки в ФЗ 35 «Об электроэнергии». При этом первоначальная редакция претерпела некоторые изменения.

  1. Понятие «микрогенерации» для СЭС сохранилось, но его расширили. Первоначальное пиковое значение в 15 кВт стали применять не к мощности электростанции, а к передаваемому в электросеть количеству электричества. Это позволило использовать энергообъекты с чуть большей номинальной мощностью.

  2. Положение об избавлении от уплаты налогов для владельцев объектов ВИЭ осталось.

  3. Не убрали и обязанность поставщика покупать избыток энергии без права отказа.

  4. В сравнении с первой версией закона устранили возможность взаимозачета или сальдирования, что стало негативным моментом, ведущим к следующим ситуациям.

Например, в светлое время суток выработка станции оказалась бы на отметке 200 кВт*ч, половина из которых была бы передана в сеть. Далее ночью или в пасмурную погоду домохозяйство потратило бы из традиционной электросети тот же объем, что и отдало ранее. Взаимозачет при равных в показателях генерации и потребления в таком случае позволил бы нивелировать затраты. Однако запрет на сальдирование ведет к тому, что владелец СЭС должен реализовать излишки оптом, а приобретать энергию уже по розничной цене, что означает отсутствие какой-либо выгоды.

Финальная редакция законопроекта вызвала недоумение у экспертов отрасли. Отказ от принципа сальдирования, по их мнению, тормозит развитие микрогенерации, снижает скорость окупаемости объектов ВИЭ и идет вопреки общемировой практике.

На данный момент в правительство уже направлено несколько инициатив, призванных изменить текущее положение в отрасли микрогенерации. Авторами предложений выступили представители «Российской ассоциации по развитию альтернативной энергетики» и Центра компетенций ВИЭ «Альтрен». Ими предлагаются следующие позиции.

  1. Изучение перспективы внедрения международных аналогов зеленого тарифа или другого средства стимуляции возведения станций на основе возобновляемых энергоресурсов.

  2. Поиск способов сальдирования расчетов, и при превышении объемов получаемой энергии над потребляемой проведения выплат по выгодному ценнику.

  3. Проработка возможности приобретения электричества у владельцев мини-станций по приемлемой стоимости с одновременным введением налогообложения.

По оценке инициаторов, при невыполнении вышеприведенных пунктов массовое внедрение микрогенерации в стране будет невозможно.

Оставить комментарий
Спасибо за отзыв!
Ваш отзыв отправлен на модерацию. В ближайшее время мы его опубликуем.